Модель производственных процессов описывает все сущности связанные с конфигурацией производственных процессов предприятия.
Производственный процесс – последовательность взаимосвязанных производственных операций, выполняемых для производства определенной продукции. Каждая операция потребляет и производит определенные материалы, а также выполняется с использованием определенного оборудования (объекта из объектной модели). В результате выполнения операции может регистрироваться одно или несколько событий: потребление, производство, списание, перемещение или поступление. Модель производственных процессов может включать в себя несколько производственных процессов, каждый из которых может включать в себя несколько взаимосвязанных операций. Таким образом модель производственных процессов связывает между собой объектную модель и модель материалов, а также является ключевым элементом производственной модели MES.
На основании производственного процесса создаются производственные заказы, которые используются для планирования производства определенной продукции.
Для конфигурирования доступных в производственной модели процессов необходимо воспользоваться пунктом меню «Управление процессами – Процессы».
По умолчанию в окне конфигурирования процессов отображаются последние 100 процессов, для удобства поиска материалов также можно воспользоваться фильтром, задание параметров которого доступно по кнопке «Фильтр».
Для создания нового процесса необходимо воспользоваться кнопкой «Создать процесс», после чего в контекстном окне внести необходимые данные. Для каждого процесса необходимо указать:
- класс процесса – необходимо выбрать из выпадающего списка класс процесса или ввести новый класс;
- процесс – уникальный текстовый идентификатор процесса;
- описание – краткое описание процесса;
- версия – версия процесса, которая используется для создания уникального идентификатора версии процесса по связке полей «процесс» и «версия»;
- уровень – необходимо выбрать из выпадающего списка один из 3-х предопределенных уровней процесса:
- общий – для процессов без ограничений. Используется как уровень по умолчанию. Процессы уровня Общий состоят из операций, в которых операции не назначены на определенные объекты/классы объектов из объектной модели. Можно клонировать операции и процессы уровня Общий и назначать им объекты/классы объектов из объектной модели, чтобы создавать процессы уровня Участок.
- участок - для процессов, связанных с определенным местоположением (предприятие, регион и т. д.). Можно клонировать процессы уровня Участок и назначать им материалы, создавая таким образом процессы уровня Основной, экземпляры которых затем будут использоваться для создания производственных заданий;
- основной – процессы, связанные с конкретными производственными единицами и материалами, используются для создания производственных заданий.
Из процессов уровня общий и участок нельзя создавать производственные задания
- статус – необходимо выбрать из выпадающего списка один из 4-х предопределенных статусов процесса:
- отменен – устаревший процесс, для процессов с таким статусом нельзя создавать производственные задания, а также нельзя создавать экземпляры данного процесса;
- экспериментальный – самый низкий статус процесса, из которого можно создавать производственные задания, применяется для экспериментальных процессов на предприятии, которые еще не являются утвержденными;
- одобрен – второй по уровню статус процесса, из которого можно создавать производственные задания, применяется для утвержденных постоянно используемых на предприятии процессов;
- проверен – самый высокий статус процесса, из которого можно создавать производственные задания;
- примечание - текстовое поле для ввода любой дополнительной информации по процессу;
- автор – имя пользователя, создавшего процесс, определяется автоматически;
- одобряющее лицо – имя пользователя, изменившего статус процесса на «Одобрен», определяется автоматически;
- время создания – время создания процесса, определяется автоматически;
- последний пользователь изменивший статус - имя пользователя, последним изменившего статус процесса, определяется автоматически;
- время последнего изменения статуса – время последнего изменения статуса процесса, определяется автоматически;
- последний редактор – имя пользователя, который последним редактировал процесс, определяется автоматически;
- время последней правки – время последнего изменения процесса, определятся автоматически;
- дополнительное поле 1-4 – дополнительные пользовательские свойства материала, которые можно использоваться на свое усмотрение при конфигурации конкретной производственной модели.
После создания процесса необходимо добавить в него производимые материалы используя кнопку «Добавить производимый материал» на вкладке «Производимые материалы» в окне конфигурации.
Для добавления связи необходимо выбрать из выпадающего списка материал (доступен контекстный поиск по идентификатору или описанию материала), который будет производиться в рамках данного процесса, а также указать ранг и статус материала. По умолчанию материалу назначается статус аналогичный статусу процесса и невозможно назначить материалу статус выше, чем статус процесса, в рамках которого он производиться. Ранг процесса характеризует приоритетность процесса для создания данного материала, если материал может быть произведен в нескольких процессах, то процесс с наименьшим рангом рассматривается как наиболее предпочтительный для производства данного материала.
Затем необходимо добавить операции в процесс. Для добавления операции необходимо воспользоваться контекстным меню доступным по правому клику мыши на процессе и выбрать пункт «Создать операцию», после чего в контекстном окне внести необходимые данные. Для каждой операции необходимо указать:
- операция – уникальный в пределах процесса текстовый идентификатор операции;
- описание – текстовое описание операции;
- № в списке – порядковый номер операции;
- доля брака по умолчанию - числовое значение в процентах, которое характеризует расчетное количество получаемой бракованной продукции на операции в процентах от общего объема произведенной продукции на операции;
- тип операции – текстовое поле, в которое можно ввести любую дополнительную информацию для классификации операции;
- стоимость операции – стоимость выполнения данной операции в денежных единицах;
- примечание – текстовое поле, для хранения дополнительной информации;
- дополнительное поле 1-4 - дополнительные пользовательские свойства операции, которые можно использоваться на свое усмотрение при конфигурации конкретной производственной модели.
Все добавленные в процесс операции отображаются в разворачиваемой области под процессом в окне конфигурации.
После создания операции для нее необходимо указать объект или класс объектов из объектной модели, на котором она выполняется.
Для того, чтобы операцию можно было назначить на объект или класс объектов необходимо, чтобы в объектной модели для объекта/класса объектов был установлен флаг «Может планировать задания»
При выборе объекта в окне доступен контекстный поиск по названию и описанию объекта
После назначение операции на объект необходимо указать дополнительные параметры:
- расчетная производительность – расчетная производительность объекта при выполнении данной производственной операции в единицах измерения, указанных в поле «Единица измерения». Расчетная производительность используется при планировании загрузки оборудования и расчета требуемой даты начала производства по заданию с учетом заданной требуемой даты окончания производства в задании;
Расчетная производительность должна быть ≥ 1
- единица измерения – единица измерения расчетной производительности: количество часов/минут/секунд на партию или партий в час/минут/секунду;
- расчетные трудозатраты - количество часов, необходимых для производства одной партии;
- расчетные часы на наладку объекта – количество часов, необходимых для наладки/настройки объекта перед использованием;
- расчетные часы на демонтаж объекта – количество часов, необходимое для демонтажа объекта после использования;
- расчетное количество постоянных рабочих часов – количество рабочих часов персонала, необходимое для производства одной партии;
- расчетное время передачи – количество часов, необходимых для перемещения партии готовой продукции с текущего рабочего центра в следующий;
- размер партии – количество единиц готовой продукции в партии;
- требуемый начальный % производства – процентная доля начального количества материала, которое должно быть потреблено на данной операции и на данном объекте.
Для первой операции всегда равно 100%
Если для процесса уже назначены производимые материалы, то для операции можно сконфигурировать ведомость материалов. Для операции можно указать в качестве производимого материала материал отличный от производимого в результате процесса материала, но только не для последней операции – на последней операции всегда должен производиться материал, указанный в качестве производимого материала процесса.
Перед конфигурацией ведомости материалов для операции, необходимо чтобы ведомость материалов была сконфигурирована в Модели материалов.
Для конфигурации ведомости материалов для операции необходимо выбрать операцию из списка операций процесса и в контекстном окне нажать на кнопку «Настройка результата», после чего откроется окно для работы с ведомостью материалов, в котором необходимо выбрать элемент ведомости материалов, производимый на данной операции и отметить его с помощью всплывающего контекстного меню по правой кнопки мыши «Отметить как производимый материал».
Для удобства навигации можно использовать пункты контекстного всплывающего меню «Развернуть все» и «Свернуть все».
Затем для процесса необходимо сконфигурировать дорожную карту.
Дорожная карта – определение последовательности операций и перемещений материалов между ними.
Для создания/просмотра дорожной карты процесса необходимо воспользоваться контекстным меню доступным по правому клику мыши на процессе и выбрать пункт «Посмотреть дорожную карту», после чего откроется окно для работы с дорожной картой процесса, в котором отображаются все операции процесса.
Для создания потока перемещения материалов между операциями необходимо протянуть связь от элемента, обозначающего выход операции ко входу другой операции. После того как поток будет создан (отобразиться синим цветом на карте) необходимо сконфигурировать параметры потока:
- операция – операция, в которую входит материальный поток, определяется автоматически;
- идентификатор объекта – идентификатор объекта из объектной модели, на котором выполняется операция, в которую входит материальный поток, определяется автоматически;
- входящая операция - операция, из которой выходит материальный поток, определяется автоматически;
- оборудование входящей операции - идентификатор объекта из объектной модели, на котором выполняется операция, из которой выходит материальный поток, определяется автоматически;
- входной процент – количество материала в процентах от общего выхода материала из операции, из которой выходит материальный поток, которое должно быть перемещено на вход операции, в которую входит материальный поток.
После создания процесс необходимо проверить на наличие ошибок (неверных или циклических связей) для того, чтобы избежать ошибок при создании производственного заказа.
Для проверки процесса необходимо воспользоваться контекстным меню доступным по правому клику мыши на процессе и выбрать пункт «Проверить процесс», в случае если процесс сконфигурирован без ошибок вы получите соответствующее всплывающее уведомление, если в процессе будут обнаружены ошибки, вы получите уведомление об ошибке с детальным описанием ошибки и кодом ошибки.
После успешной проверки процесса возможно создавать из процесса производственные заказы.